Тягачи седельные и полуприцепы. Присоединительные размеры
ГОСТ 12105-74
Группа Д22
ГОСУДАРСТВЕННЫЙ СТАНДАРТ СОЮЗА ССР
ТЯГАЧИ СЕДЕЛЬНЫЕ И ПОЛУПРИЦЕПЫ
Присоединительные размеры
Truk tractors and semi-trailers. Connecting dimensions
Дата введения 1975-01-01
ИНФОРМАЦИОННЫЕ ДАННЫЕ
1. РАЗРАБОТАН И ВНЕСЕН Министерством автомобильного и сельскохозяйственного машиностроения СССР
РАЗРАБОТЧИКИ:
О.И.Гируцкий к.т.н., (руководитель темы), А.Д.Рудаков, Н.М.Варыпаев, Б.В.Кисуленко к.т.н., И.И.Малашков к.т.н.
2. УТВЕРЖДЕН И ВВЕДЕН В ДЕЙСТВИЕ Постановлением Государственного комитета СССР по стандартам от 07.03.74 N 561
3. Срок первой проверки - 1996
4. Стандарт полностью соответствует требованиям ИСО 1726-89
5. ВВЕДЕН ВПЕРВЫЕ
6. ССЫЛОЧНЫЕ НОРМАТИВНО-ТЕХНИЧЕСКИЕ ДОКУМЕНТЫ
Обозначение НТД, на который дана ссылка | Номер пункта | |||
ГОСТ 12017-81 | 1 | |||
ГОСТ 18477-79 | 1 | |||
ГОСТ 28247-89 | 4 |
7. Снято ограничение срока действия Постановлением Госстандарта СССР от 28.09.84 N 3473
8. ПЕРЕИЗДАНИЕ (июнь 1996 г.) с Изменениями N 1, 2, 3, 4, утвержденными в январе 1981 г., сентябре 1984 г., марте 1990 г., ноябре 1991 г. (ИУС 1-81, 1-85, 5-90, 2-92)
ВЗАМЕН ГОСТ 12105-66
Требования настоящего стандарта являются обязательными.
(Измененная редакция, Изм. N 4).
1. Настоящий стандарт распространяется на седельные тягачи и автомобильные полуприцепы, предназначенные для эксплуатации на автомобильных дорогах общей сети СССР и оборудованные седельносцепными устройствами по ГОСТ 28247-89 и сцепными шкворнями по ГОСТ 12017-81.
Стандарт не распространяется на седельные тягачи и полуприцепы, изготовленные на базе внедорожных автомобилей и автомобилей многоцелевого назначения, на автопоезда, у которых через шкворень полуприцепа осуществляется передача мощности для привода активных осей полуприцепа или различных механизмов; установленных на полуприцепе, а также на специализированные полуприцепы со ступенчатой рамой, имеющие грузовую платформу (площадку), низко расположенную между тягачом и осью (тележкой) полуприцепа.
(Измененная редакция, Изм. N 4).
2. Весовые параметры и габаритные размеры автопоезда, в составе седельного тягача с полуприцепом - по нормативно-технической документации на тягач и полуприцеп.
(Измененная редакция, Изм. N 1).
3. (Исключен, Изм. N 4).
4. Размеры, определяющие положение седельно-сцепного устройства на тягаче и сцепного шкворня на полуприцепе, свободное пространство тягачей и полуприцепов, а также допустимые углы наклона полуприцепа по отношению к тягачу в продольном ( и ) и поперечном () направлениях, должны соответствовать указанным на черт.1, 2 и в табл.1.
Черт.1. Расположение седельно-сцепного устройства на тягаче
Расположение седельно-сцепного устройства на тягаче
- расстояние между осью седельно-сцепного устройства и задней осью тягача; - габаритная ширина по шинам задней оси тягача; - радиус шин в ненагруженном состоянии; - радиус шин под нагрузкой
Черт.1
Черт.2. Свободное пространство тягачей и полуприцепов
Свободное пространство тягачей и полуприцепов
Черт.2
Свободное пространство тягачей (кроме тягачей, техническое задание на проектирование которых утверждено до 1 января 1985 г.), перед осью седельно-сцепного устройства должно быть снаружи пространства, ограниченного цилиндрической поверхностью радиусом (+80) и высотой 250 мм, переходящей выше 250 мм (в точке ) в коническую поверхность с образующей под углом к оси вращения; сзади - детали конструкции тягача должны находиться внутри пространства, ограниченного цилиндрической поверхностью с радиусом (-100) мм.
Таблица 1
Размеры, мм
Наименование показателей | Число задних осей тягача | Вертикальная статическая нагрузка на седельно-сцепное устройство, кН (тс) | |||
от 19,6 (2) до 39,2 (4) | св. 39,2(4) до 63,7 (6,5) | св. 63,7 (6,5) | св. 83,3 (8,5) | ||
Радиус габарита передней части полуприцепа , не более | 1 | 1150 | 1400 | 1670 | 1670 |
Расстояние от шкворня до близлежащей части механизма опорного устройства полуприцепа (при наличии ступеньки - до нее) , не менее | 1 | 1340 | 1500 | 1900 | 1900 |
Высота верхней плоскости седельно-сцепного устройства тягача от уровня дороги : | |||||
под номинальной нагрузкой | - | 1100-1130 | 1130-1200 | 1150-1300 | 1150-1300 |
без полуприцепа, не более | 1250 | 1320 | 1400 | 1400 | |
Угол наклона полуприцепа вперед от горизонтального расположения опорного листа полуприцепа , не менее | 8° | 6° | |||
Угол наклона образующей конической поверхности зоны свободного пространства тягача | |||||
Угол наклона полуприцепа назад от горизонтального расположения опорного листа полуприцепа , не менее | 7° |
Примечания:
1. Размер не распространяется на тягачи со всеми ведущими осями и на полуприцепы к ним.
Для тягачей, предназначенных для транспортирования контейнеров типа 1АА по ГОСТ 18477-79, с полуприцепом и пустым контейнером размер не должен превышать 1250 мм.
Размер для седельно-сцепного устройства тягача под номинальной нагрузкой проверяют по формуле
,
, , и - см. черт.1.
2. Размер , указанный в скобках, определяет соответствующие присоединительные размеры седельных тягачей со всеми ведущими осями и полуприцепов к ним.
3. Углы наклона полуприцепов к тягачам со всеми ведущими осями вперед и назад должны задаваться техническим заданием на проектирование седельных тягачей и полуприцепов.
(Измененная редакция, Изм. N 2, 3, 4).
5. Размеры предельного контура нижней передней части полуприцепа должны соответствовать указанным на черт.4* и в табл.2.
______________
* Черт.3 (Исключен, Изм. N 2).
Таблица 2
Размеры в мм
Вертикальная нагрузка на седло, кН (тс) |
|
| , |
не менее | |||
19,6 (2) до 39,2 (4) | 1340 | 500 | 4° |
Св. 39,2 (4) до 63,7 (6,5) | 1500 | 750 | 7°30' |
Св. 63,7 (6,5) | 1900 | 4°(7°30') |
Примечание. Угол , указанный в скобках, устанавливается для полуприцепов, имеющих равным 1900 мм, техническое проектирование которых завершено до 1 января 1984 г.
Черт.4. Размеры предельного контура нижней передней части полуприцепа
Черт.4
(Измененная редакция, Изм. N 2, 4).
6. Высота расположения опорного листа полуприцепа должна обеспечивать горизонтальное положение груженого полуприцепа, сцепленного с соответствующим ему по величине допускаемой вертикальной нагрузки на седло седельным тягачом, при движении по прямой на горизонтальном участке пути. Допускаемое отклонение от горизонтального положения груженого полуприцепа, сцепленного с тягачом (повышение передней части пола полуприцепа по отношению к задней или понижению ее) не должно превышать 2°. При этом углы наклона полуприцепа и уменьшаются на соответствующую величину отклонения.
Полуприцепы к седельным тягачам со всеми ведущими осями должны обеспечивать указанный угол наклона при сцепке со штатным тягачом.
(Измененная редакция, Изм. N 2).
7. Ширина опорного листа полуприцепа не должна быть менее ширины верхней опорной плоскости седельно-сцепного устройства, соответствующего величине допускаемой вертикальной нагрузки.
8. (Исключен, Изм. N 2).
9. Конструкцией седельного тягача должна быть обеспечена возможность наклона полуприцепа относительно тягача в вертикальной плоскости, проходящей через продольную ось тягача на угол и от горизонтального положения плиты седла и поворота полуприцепа относительно тягача в горизонтальной плоскости на угол равным ±90°, а при наличии третьей степени свободы у седла с его поперечным наклоном на угол равным 3°.
При этом поворот полуприцепа в горизонтальной плоскости на угол до 25° должен быть возможен при его продольном наклоне на уголы и , значения которых указаны в табл.1, а поворот от 25 до 90° - при его продольном угле наклона, изменяющемся от максимального значения до 0° или до 3° при наличии третьей степени свободы у седла.
(Измененная редакция, Изм. N 2).