Машины напольного безрельсового электрифицированного транспорта. Рабочее место водителя. Общие эргономические требования
ГОСТ Р 50570-93
Группа Г86
ГОСУДАРСТВЕННЫЙ СТАНДАРТ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
МАШИНЫ НАПОЛЬНОГО БЕЗРЕЛЬСОВОГО
ЭЛЕКТРИФИЦИРОВАННОГО ТРАНСПОРТА.
РАБОЧЕЕ МЕСТО ВОДИТЕЛЯ
Общие эргономические требования
Elektrik powered floor-mounted industrial trucks.
Operator's seat. General ergonomic requirements
Дата введения 1994-07-01
Предисловие
1 РАЗРАБОТАН И ВНЕСЕН Техническим комитетом ТК 48 "Безрельсовый электрифицированный транспорт"
2 УТВЕРЖДЕН И ВВЕДЕН В ДЕЙСТВИЕ Постановлением Госстандарта России от 24.05.93 N 145
3 ВВЕДЕН ВПЕРВЫЕ
1 ОБЛАСТЬ ПРИМЕНЕНИЯ
1 ОБЛАСТЬ ПРИМЕНЕНИЯ
Настоящий стандарт распространяется на вновь проектируемые машины и устанавливает эргономические требования к рабочему месту водителя машин напольного безрельсового электрифицированного транспорта (далее машины), управляемых сидящим водителем, в соответствии с классификацией по ГОСТ 18962.
Обязательные требования к качеству продукции, обеспечивающие ее безопасность, изложены в разделах 1, 2, 3, 4, 5, 6 и 7, кроме 3.2 и 7.2.
2 НОРМАТИВНЫЕ ССЫЛКИ
В настоящем стандарте использованы ссылки на следующие стандарты:
ГОСТ 12.1.003-83 ССБТ. Шум. Общие требования безопасности
ГОСТ 18962-86* Машины напольного безрельсового электрифицированного транспорта. Общие технические условия
________________
* На территории Российской Федерации действует ГОСТ 18962-97. Здесь и по тексту. - Примечание изготовителя базы данных.
ГОСТ 21753-76 Система "человек-машина". Рычаги управления. Общие эргономические требования
ГОСТ 22614-77 Система "человек-машина". Выключатели и переключатели клавишные и кнопочные. Общие эргономические требования
ГОСТ 22615-77 Система "человек-машина". Выключатели и переключатели типа "Тумблер". Общие эргономические требования
ГОСТ 22902-78 Система "человек-машина". Отсчетные устройства индикаторов визуальных. Общие эргономические требования
ГОСТ 23367-86 Винилискожа обивочная. Общие технические условия
ГОСТ 25791-90 Тракторы и машины самоходные сельскохозяйственные. Метод определения точки отсчета сиденья оператора.
ГОСТ 25940-83 Машины напольного транспорта. Маркировка и символы
ГОСТ 29249-91* Погрузчики с высоким подъемом, управляемые водителем. Защитные навесы. Техническая характеристика и испытания
________________
* На территории Российской Федерации действует ГОСТ 29249-2001. Здесь и далее. - Примечание изготовителя базы данных.
3 ОБЩИЕ ТРЕБОВАНИЯ
3.1 Конструкция рабочего места и взаимное расположение его элементов должны соответствовать характеру работы, обеспечивать удобное положение водителя, его безопасность, а также возможность выполнения рабочих манипуляций.
3.2 Для сопровождающего лица может быть предусмотрено второе сиденье.
3.3 Рукоятки и контактные поверхности органов управления должны быть из материалов, обладающих коррозионностойкостью, нетоксичностью, низкой теплопроводностью.
4 ТРЕБОВАНИЯ К СРЕДСТВАМ ДОСТУПА НА РАБОЧЕЕ МЕСТО
4.1 Для доступа водителя на рабочее место машины должны быть оборудованы подножками и лестницами с поручнями (ручками). Допускается использовать в качестве поручней и промежуточных подножек конструктивные элементы машин.
4.2 Параметры средств доступа, мм:
высота расположения нижней ступени относительно опорной поверхности колес машин (пола) - не более 450;
ширина ступени - не менее 130;
глубина ступени - не менее 100;
высота ступени - не менее 80;
интервал между ступенями - 200-300;
длина охватываемой части поручня или ручки - не менее 120;
диаметр поручня или ручки - 15-20;
расстояние от поверхности захвата поручня или ручки до любого элемента конструкции машины - не менее 50.
5 ТРЕБОВАНИЯ К СИДЕНЬЮ ВОДИТЕЛЯ
5.1 Параметры сиденья и его элементов должны быть увязаны с положением точки отсчета сиденья (ТОС). Положение ТОС - по ГОСТ 25791.
5.2 Требования к обивочному материалу сиденья - по ГОСТ 23367 или нормативно-технической документации, утвержденной в установленном порядке.
5.3 Конструкция сиденья должна обеспечивать регулирование его положения в горизонтальном (продольном) направлении относительно среднего положения не менее чем на 50 мм в каждую сторону.
5.4 Конструктивные элементы машины, расположенные под сиденьем, не должны выступать за передний край подушки сиденья, находящегося в крайнем переднем положении, более чем на 50 мм в верхней части и более чем на 80 мм в нижней части.
5.5 Параметры сиденья, находящегося в среднем положении (см. рисунок 1), должны соответствовать значениям:
глубина сиденья - (400±20) мм;
ширина сиденья (измеренная на расстоянии 150-200 мм от ТОС) - не менее 430 мм;
высота спинки сиденья - (400±20) мм;
ширина спинки сиденья (измеренная на расстоянии 150-200 мм от ТОС) - не менее 430 мм;
угол наклона подушки сиденья - 0-5°;
угол наклона спинки сиденья - 5-20°;
расстояние от сиденья до наружного контура машины - не менее 50 мм.
(±20) | (±20) |
365 | 835 |
385 | 825 |
405 | 805 |
425 | 785 |
445 | 765 |
465 | 745 |
Рисунок 1
6 ТРЕБОВАНИЯ К ОРГАНАМ УПРАВЛЕНИЯ
6.1 Общие эргономические требования к:
рычагам управления - по ГОСТ 21753;
клавишным, кнопочным выключателям и переключателям - по ГОСТ 22614;
выключателям и переключателям типа "Тумблер" - по ГОСТ 22615.
6.2 Назначение и порядок размещения органов управления - по ГОСТ 18962.
6.3. Значения усилий для приведения органов управления в действие - по ГОСТ 18962.
6.4 Для обозначения функционального назначения органов управления следует применять символы, которые должны быть расположены на элементах конструкций рабочего места в непосредственной близости от органов управления или на рукоятках. Символы должны соответствовать ГОСТ 25940.
6.5 Эргономические требования к индикаторным устройствам на рабочем месте водителя - по ГОСТ 22902.
6.6 Параметры расположения и размеры органов управления (см. рисунок 2) должны соответствовать значениям:
расстояние от ТОС до центра рулевого колеса, мм*:
________________
* Размеры при расположении сиденья и рулевого колеса в среднем положении.
по горизонтали - 520-625;
по вертикали - 325-450;
угол наклона плоскости рулевого колеса относительно горизонтали - 10-45°;
наружный диаметр рулевого колеса - 340-450 мм;
диаметр обода рулевого колеса - 20-40 мм;
осевое смещение рулевого колеса от продольной оси симметрии сиденья водителя - ±40 мм;
ширина свободного пространства вокруг рулевого колеса не менее* - 50 мм;
________________
* Размеры при расположении сиденья и рулевого колеса в среднем положении.
длина хода педалей, мм, не более:
приводимых в действие всей ногой - 200,
приводимых в действие ступней - 150;
ширина площадки педалей не менее - 60 мм;
угол наклона к горизонтали опорных площадок педалей, приводимых в действие всей ногой, - 30-60°;
угол наклона к горизонтали опорных площадок педалей, приводимых в действие стопой, , - не более 45°;
угол между продольной осью опорных площадок педалей, приводимых в действие стопой, и продольной осью машины - не более 15°;
расстояние от центров опорных площадок педалей до продольной оси сиденья, мм:
для педалей, приводимых в действие стопой, - 75-300,
для педалей, приводимых в действие всей ногой, - 75-200;
расстояние между центрами рядом расположенных педалей, - 120-320.
Рисунок 2
6.7 Расстояние от элементов конструкции, расположенных под сиденьем, до кожуха рулевого управления на уровне пола должно быть не менее 300 мм.
6.8 Требования к защитным устройствам рабочего места водителя - по ГОСТ 29249.
7 ТРЕБОВАНИЯ К ОБЗОРНОСТИ С РАБОЧЕГО МЕСТА ВОДИТЕЛЯ
7.1 Конструкция машин должна обеспечивать обзорность с рабочего места водителя при движении и выполнении погрузочно-разгрузочных операций.
7.2 Обзорность электропогрузчиков и электроштабелеров оценивают визуально с помощью испытательной установки, которая состоит из вертикальной и горизонтальной таблиц (экранов).
Горизонтальная таблица (таблица пола) предназначена для определения "близкой" обзорности (отъезда и подъезда машины, аварийного торможения).
Вертикальная таблица предназначена для определения обзорности при передвижении машины, маневрировании и перемещении груза.
Каждая таблица представляет собой светлую плоскость, разграфленную на квадраты 500х500 мм. В центре каждого квадрата нанесен буквенно-цифровой знак.
На полу, по центральной линии таблиц, проводится ось .
Под прямым углом к оси на расстоянии 500 мм от горизонтальной таблицы - ось .
Размеры таблиц приведены на рисунке 3.
1 - вертикальная таблица; 2 - горизонтальная таблица
Рисунок 3
7.3 При оценке обзорности водитель может перемещаться в пространстве, ограниченном прозрачным цилиндром. Цилиндр необходимо отрегулировать по высоте, чтобы голова водителя находилась в пределах цилиндра.
Размеры и положение цилиндра - в соответствии с рисунком 4.
1 - прозрачный цилиндр; 2 - центр цилиндра
Рисунок 4
7.4 Испытание на обзорность должно проводиться на горизонтальной площадке (на полу) с наклоненным назад грузоподъемником, вилами, поднятыми на высоту 300 мм над испытательной площадкой, и симметрично расположенными на плите. Сиденье и органы управления должны быть установлены в среднее регулируемое положение.
7.5 Обзорность определяют в четырех положениях машины в соответствии с рисунком 5.
1 - вертикальный экран; 2 - горизонтальный экран
Рисунок 5
Водитель должен занять на машине рабочее положение и, перемещая голову в пространстве, ограниченном цилиндром, рассматривать буквенно-цифровые знаки от А1 до П8.
Буквенно-цифровые знаки на шкалах, которые не видны или видны не полностью, должны быть перечеркнуты на соответствующей таблице протокола крестом.
7.6. Обзорность машин должна удовлетворять установленным требованиям, если:
в каждой вертикальной колонке вертикальной таблицы перечеркнуто не более двух квадратов;
в каждой горизонтальной таблице перечеркнуто не более четырех квадратов;
в каждом ряду таблиц до оси с любой стороны перечеркнуто не более трех квадратов.
7.7 Если сложная конструкция грузоподъемника не позволяет обеспечить обзорность, рекомендуется установить систему зеркал. Система включает стойку, на которой закреплены два зеркала. Стойка крепится к левой опоре защитной решетки.
Верхнее зеркало расположено так, чтобы иметь возможность отображать обстановку за грузом на нижнее зеркало; нижнее зеркало расположено в поле зрения водителя.
8 ТРЕБОВАНИЯ БЕЗОПАСНОСТИ
8.1 Допустимый уровень шума, создаваемый машиной на рабочем месте водителя, - по ГОСТ 12.1.003.
8.2 Допустимый уровень вибрации, создаваемый на рабочем месте водителя, - по ГОСТ 18962.