Дизели тракторные и комбайновые. Общие технические условия
ГОСТ 20000-88
(CT СЭВ 1006-78)
Группа Д24
ГОСУДАРСТВЕННЫЙ СТАНДАРТ СОЮЗА ССР
ДИЗЕЛИ ТРАКТОРНЫЕ И КОМБАЙНОВЫЕ
Общие технические условия
Tractor and combine diesels. General specifications
ОКП 47 5000
Дата введения 1990-01-01
ИНФОРМАЦИОННЫЕ ДАННЫЕ
1. РАЗРАБОТАН И ВНЕСЕН Министерством сельскохозяйственного и тракторного машиностроения СССР
РАЗРАБОТЧИКИ
А.Н.Гоц, канд.техн.наук; Ю.Ф.Толокнов; В.Ф.Передрий, канд.техн.наук; Ю.А.Савельев; В.Ф.Тюленева; Г.Т.Колобов, канд.техн.наук; B.C.Гольнев, канд.техн.наук; А.И.Филимонов, канд.техн.наук
2. УТВЕРЖДЕН И ВВЕДЕН В ДЕЙСТВИЕ Постановлением Государственного комитета СССР по стандартам от 20.09.88 N 3186
3. Срок проверки - 1994 г., периодичность проверки - 5 лет
4. Стандарт полностью соответствует СТ СЭВ 1006-78
5. ВЗАМЕН ГОСТ 20000-82
6. ССЫЛОЧНЫЕ НОРМАТИВНО-ТЕХНИЧЕСКИЕ ДОКУМЕНТЫ
Обозначение НТД, на который дана ссылка | Номер пункта, приложения |
ГОСТ 9.014-78 | 5.3 |
ГОСТ 12.2.019-86 | 2.1.16 |
ГОСТ 17.2.2.02-86 | 2.1.17 |
ГОСТ 17.2.2.05-86 | 2.1.17 |
ГОСТ 3940-84 | 2.2.2 |
ГОСТ 6572-91 | 2.2.1 |
ГОСТ 7751-85 | 7.1 |
ГОСТ 14192-77 | 2.4.3 |
ГОСТ 15150-69 | Вводная часть, 5.2, 5.3 |
ГОСТ 15841-88 | 2.5.3, 2.5.4 |
ГОСТ 17479.1-85 | 2.1.10 |
ГОСТ 18509-88 | 4.1, приложение 1 |
ГОСТ 19677-87 | 2.1.9 |
ГОСТ 20793-86 | 6.1 |
ГОСТ 23170-78 | 2.5.5 |
ГОСТ 24297-87 | 2.2.3 |
ГОСТ 24925-81 | 2.1.8 |
ГОСТ 25826-83 | 6.1 |
ГОСТ 25959-83 | 3.1 |
ГОСТ 27434-87 | 2.1.9 |
ОСТ 23.3.23-88 | 2.1.18 |
7. Постановлением Госстандарта от 12.05.92 N 469 снято ограничение срока действия
8. ПЕРЕИЗДАНИЕ (январь 1997 г.) с Изменениями N 1, 2, 3, утвержденными в июле 1990 г., ноябре 1990 г., мае 1992 г. (ИУС 10-90, 2-91, 8-92)
Настоящий стандарт распространяется на дизели, предназначенные для тракторов и самоходных шасси (далее - тракторов), сельскохозяйственных комбайнов и других самоходных сельскохозяйственных машин (далее - самоходных машин) в макроклиматических районах с умеренным климатом по ГОСТ 15150.
Стандарт не распространяется на дизели специального назначения и дизели средств малой механизации, а также на модификации автомобильных дизелей, устанавливаемых на тракторы.
Термины, применяемые в настоящем стандарте, и их пояснения приведены в приложении 1.
Требования пп. 1.1, 1.4, 2.1.2, 2.1.3, 2.1.7, 2.1.8, 2.1.14-2.1.18, 2.2.2, 2.4.1, 2.4.3, разд.4, 6 и 7 настоящего стандарта являются обязательными, другие требования - рекомендуемыми.
(Измененная редакция, Изм. N 3).
1. ОСНОВНЫЕ ПАРАМЕТРЫ
1. ОСНОВНЫЕ ПАРАМЕТРЫ
1.1. Значения удельного расхода топлива, удельного (относительного) расхода масла на угар и номинального коэффициента запаса крутящего момента моделей дизелей должны соответствовать до 01.01.95 указанным в табл.1, а с 01.01.95 - в табл.2.
Таблица 1
Рабочий объем цилиндров, л | Удельный расход топлива при номинальной мощности, г/(кВт·ч), не более | Удельный (относительный) расход масла на угар, г/(кВт·ч) (%), не более | Номинальный коэффициент запаса крутящего момента, %, не менее | ||||||
дизелей сельско- | дизелей промышленных и лесопромышленных тракторов | дизелей само- | |||||||
До | 3,0 | включ. | 229 | 0,9 (0,4) | 10 | - | 10 | ||
Св. | 3,0 | " | 4,0 | " | 229 | 0,9 (0,4) | 10 | - | 10 |
" | 4,0 | " | 5,5 | " | 225 | 0,9 (0,4) | 12 | - | 10 |
" | 5,5 | " | 7,5 | " | 225 | 0,9 (0,4) | 12 | 15 | 12 |
" | 7,5 | " | 10,0 | " | 225 | 0,9 (0,4) | 15 | 15 | 12 |
" | 10,0 | " | 16,0 | " | 225 | 0,7 (0,3) | 15 | 15 | - |
" | 16,0 | " | 25,0 | " | 220 | 0,7 (0,3) | 18 | 18 | - |
" | 25,0 | 220 | 0,7 (0,3) | - | 20 | - |
Примечания:
1. Значения удельного расхода топлива при номинальной мощности даны для дизелей с турбонаддувом; значения удельного расхода топлива при номинальной мощности дизелей без турбонаддува не должны превышать указанных в таблице более чем на 3%.
2. Значения оценочного и минимального (по регуляторной характеристике) удельных расходов топлива дизелей в комплектации, соответствующей условиям определения номинальной мощности, а также значение удельного расхода топлива при эксплуатационной мощности устанавливают в технических условиях на дизели конкретных марок.
3. Допускаемые отклонения мощности, удельного расхода топлива, удельного (относительного) расхода масла на угар устанавливают в сторону увеличения. При этом допускаемые отклонения не должны быть более:
- удельного расхода топлива - 3%,
- удельного (относительного) расхода масла на угар - 0,4 г/(кВт·ч) (0,2% расхода топлива).
4. Значения номинального коэффициента запаса крутящего момента даны для дизелей, предназначенных для тракторов и самоходных машин с механической трансмиссией.
(Измененная редакция, Изм. N 2, 3).
Таблица 2
Рабочий объем цилиндров, л | Удельный расход топлива при номинальной мощности, г/(кВт·ч), не более | Удельный (относительный) расход масла на угар, г/(кВт·ч) (%), не более | Номинальный коэффициент запаса крутящего момента, %, не менее | ||||||
дизелей сельскохо- | дизелей промышленных и лесопромышленных тракторов | дизелей само- ходных машин | |||||||
До | 3,0 | включ. | 224 | 0,9 (0,4) | 12 | - | 12 | ||
Св. | 3,0 | " | 4,0 | " | 222 | 0,9 (0,4) | 12 | - | 12 |
" | 4,0 | " | 5,5 | " | 220 | 0,9 (0,4) | 15 | - | 12 |
" | 5,5 | " | 7,5 | " | 220 | 0,9 (0,4) | 15 | 20 | 15 |
" | 7,5 | " | 10,0 | " | 218 | 0,7 (0,3) | 20 | 25 | 15 |
" | 10,0 | " | 16,0 | " | 215 | 0,7 (0,3) | 20 | 25 | - |
" | 16,0 | " | 25,0 | " | 212 | 0,7 (0,3) | 20 | 25 | - |
" | 25,0 | 212 | 0,7 (0,3) | - | 30 | - |
Примечания:
1. Значения удельного расхода топлива при номинальной мощности даны для дизелей с турбонаддувом; значения удельного расхода топлива при номинальной мощности дизелей без турбонаддува не должны превышать указанных в таблице более чем на 3%.
2. Значения оценочного и минимального (по регуляторной характеристике) удельных расходов топлива дизелей в комплектации, соответствующей условиям определения номинальной мощности, а также значение удельного расхода топлива при эксплуатационной мощности устанавливают в технических условиях на дизели конкретных марок.
3. Допускаемые отклонения мощности, удельного расхода топлива, удельного (относительного) расхода масла на угар устанавливают в сторону увеличения. При этом допускаемые отклонения не должны быть более:
- удельного расхода топлива - 3%,
- удельного (относительного) расхода масла на угар - 0,4 г/(кВт·ч) (0,2% расхода топлива).
4. Значения номинального коэффициента запаса крутящего момента даны для дизелей, предназначенных для тракторов и самоходных машин с механической трансмиссией.
(Измененная редакция, Изм. N 2, 3).
1.2. Значения удельного расхода топлива, удельного (относительного) расхода масла на угар, номинального коэффициента запаса крутящего момента модификаций дизелей - по техническим условиям на дизели конкретных марок.
1.3. Значения показателей долговечности и безотказности дизелей должны быть не менее значений соответствующих показателей надежности тех тракторов и (или) самоходных машин, для которых эти дизели предназначены. При этом значения средней наработки на сложный отказ дизеля должны быть не менее чем в два раза выше средней наработки на сложный отказ трактора или самоходной машины, на которую этот дизель устанавливают.
Значения средней наработки на сложный отказ устанавливают в технических условиях на дизели конкретных марок.
1.1-1.3. (Измененная редакция, Изм. N 3).
Значения указанных показателей надежности, а также удельной суммарной оперативной трудоемкости устанавливают в технических условиях на дизели конкретных марок.
1.4. Уменьшение мощности и увеличение удельного расхода топлива в эксплуатации при наработке дизелей тракторов, равной половине ресурса, и по истечении гарантийного срока службы дизелей самоходных машин после проведения ТО-3 не должны превышать 5% значений, указанных в технических условиях на дизели конкретных марок, а увеличение удельного (относительного) расхода масла на угар - не более чем на 0,5 г/(кВт·ч) (0,2%).
2. ТЕХНИЧЕСКИЕ ТРЕБОВАНИЯ
2.1. Характеристики
2.1.1. Конструкция дизелей с рабочим объемом цилиндров св. 7,5 л, поставленных на производство после введения в действие настоящего стандарта, должна обеспечивать возможность создания модификаций или моделей дизелей с постоянной мощностью.
(Измененная редакция, Изм. N 3).
2.1.2. Степень неравномерности регуляторов частоты вращения, установленных на дизелях тракторов, при положении органов управления регулятора частоты вращения, соответствующем полной подаче топлива, не должна превышать 8%, а на дизелях самоходных машин - 5%.
2.1.3. Предельные углы наклона, при которых дизели должны сохранять работоспособность, указаны в табл.5.
Таблица 5*
________________
* Таблицы 3, 4. (Исключены, Изм. N 3).
Назначение дизелей | Предельный угол наклона, | |
Продольный | Поперечный | |
Для тракторов тягового класса от 0,6 до 2,0 (кроме хлопководческих) | 20° | 20° |
Для тракторов тягового класса 3,0 и выше: | ||
- колесных | 20° | 20° |
- гусеничных | 30° | 20° |
Для хлопководческих, лесопромышленных тракторов, машин для семеноводства и селекции | По техническим условиям | |
Для самоходных машин | 20° | 20° |
2.1.4. Конструкция дизелей должна обеспечивать полноту и удобство слива масла из дизеля.
2.1.5. Конструкция дизеля с жидкостным охлаждением должна обеспечивать возможность эксплуатации дизеля с применением в системе охлаждения воды и охлаждающих низкозамерзающих жидкостей.
2.1.6. Тракторные дизели, кроме дизелей воздушного охлаждения с рабочим объемом цилиндров до 4,5 л включ., должны быть оборудованы устройством для автоматического регулирования теплового режима. Вид устройств устанавливают в технических условиях на дизели конкретных марок.
2.1.7. Дизели, предусматривающие отбор мощности с конца коленчатого вала, противоположного тому, с которого передается крутящий момент на трансмиссию, должны допускать при номинальной частоте вращения коленчатого вала отбор мощности в процентах от номинальной мощности, не менее:
50 - для дизелей сельскохозяйственных тракторов и самоходных машин;
80 - для дизелей промышленных и лесопромышленных тракторов.
2.1.8. Дизели должны быть контролепригодны по приспособленности к диагностированию. Показатели контролепригодности и требования к конструкции дизеля по приспособленности к диагностированию - по ГОСТ 24925.
Перечень встроенных средств контроля устанавливают в технических условиях на дизели конкретных марок.
2.1.9. Конструкция дизеля должна обеспечивать возможность установки электростартерной системы пуска и (или) пускового двигателя. Вид системы пуска дизелей тракторов - по ГОСТ 19677 и ГОСТ 27434, дизелей самоходных машин - по заказу потребителя.
(Измененная редакция, Изм. N 3).
2.1.10. Конструкция дизеля должна обеспечивать возможность его пуска без применения средств тепловой подготовки дизеля к пуску или средств поддержания заданного теплового состояния в межсменный период при температуре окружающего воздуха:
- до минус 10 °С с использованием в системе смазки дизеля зимнего масла класса вязкости 8 по ГОСТ 17479.1;
- до минус 20 °С с использованием в системе смазки дизеля загущенного масла класса вязкости 4/8 по ГОСТ 17479.1.
Допускается при температуре окружающего воздуха минус 20 °С и ниже применять средства тепловой подготовки дизеля к пуску.
Допускается при пуске дизеля применять средства облегчения пуска, входящие в комплект дизеля и (или) трактора.
2.1.11. Конструкция дизеля должна обеспечивать возможность установки и (или) подсоединения средств облегчения пуска.
2.1.12. Конструкция дизелей тракторов тяговых классов более 0,9 должна обеспечивать возможность подсоединения средств тепловой подготовки дизеля к пуску. Для дизелей тракторов тягового класса 0,9 и менее приспособленность конструкции к подсоединению средств тепловой подготовки к пуску определяют по согласованию между изготовителем и потребителем.
2.1.13. Конструкция дизелей тракторов должна обеспечивать по заказу потребителя возможность присоединения средств поддержания заданного теплового состояния неработающего дизеля в межсменный период. Продолжительность межсменного периода и заданный тепловой режим должны быть указаны в технических условиях на дизели конкретных марок.
2.1.14. Конструкция системы пуска дизелей должна обеспечивать возможность привода в действие системы с рабочего места оператора (за исключением средств тепловой подготовки дизеля к пуску), быть пожаробезопасной.
(Измененная редакция, Изм. N 3).
2.1.15. Конструкция дизеля должна исключать возможность течи и (или) падения капель масла, топлива и охлаждающей жидкости.
2.1.16. Требования безопасности - по ГОСТ 12.2.019.
(Измененная редакция, Изм. N 1).
2.1.17. Выброс вредных веществ с отработавшими газами - по ГОСТ 17.2.2.05*, дымность отработавших газов - по ГОСТ 17.2.2.02**.
______________
* На территории Российской Федерации действует ГОСТ 17.2.2.05-97;
** На территории Российской Федерации действует ГОСТ 17.2.2.02-98. - Примечание изготовителя базы данных.
2.1.18. Предельные значения шума и вибрации - по ОСТ 23.3.23.
(Измененная редакция, Изм. N 3).
2.2. Требования к материалам и комплектующим изделиям
2.2.1. Окраска дизелей - по ГОСТ 6572.
2.2.2. Электрооборудование, предназначенное для обеспечения работы дизеля, должно соответствовать требованиям ГОСТ 3940*.
______________
* На территории Российской Федерации действует ГОСТ Р 52230-2004. - Примечание изготовителя базы данных.
2.2.3. Покупные изделия должны быть подвергнуты входному контролю в соответствии с требованиями ГОСТ 24297.
2.2.4. Требования к основным сборочным единицам дизеля должны быть указаны в технических условиях на дизели конкретных марок.
2.3. Комплектность
2.3.1. Дизель должен быть укомплектован в соответствии с ведомостью спецификаций, действующей на предприятии - изготовителе дизеля, и техническими условиями на дизели конкретных марок.
2.3.2. К каждому дизелю прикладывают индивидуальный комплект запасных частей, инструмента, принадлежностей, а также детали и сборочные единицы, не устанавливаемые, а прикладываемые к дизелю при транспортировании, в соответствии с техническими условиями на дизели конкретных марок.
2.3.3. К каждому дизелю должна быть приложена следующая документация:
- паспорт;
- техническое описание и инструкция по эксплуатации;
- упаковочный лист одиночного комплекта ЗИП.
2.4. Маркировка
2.4.1. Дизель должен иметь маркировку, содержащую следующие данные:
1) товарный знак и (или) наименование предприятия-изготовителя;
2) марку дизеля;
3) порядковый номер дизеля по системе нумерации предприятия-изготовителя.
2.4.2. Место расположения таблички или место нанесения маркировки на дизель должно быть указано в технических условиях на дизели конкретных марок.
2.4.1, 2.4.2. (Измененная редакция, Изм. N 3).
2.4.3. При отправке дизеля, упакованного в ящик, на упаковке должна быть нанесена маркировка по ГОСТ 14192*.
______________
* На территории Российской Федерации действует ГОСТ 14192-96. - Примечание изготовителя базы данных.
2.4.4. При отправке прикладываемого к дизелю комплекта запасных частей, инструмента, принадлежностей, упакованных в ящик, на ящике должна быть нанесена маркировка в соответствии с требованиями технических условий на дизели конкретных марок.
2.5. Упаковка
2.5.1. Дизели, предназначенные к отправке партиями, должны быть установлены на поддонах или подставках, обеспечивающих сохранность дизелей от механических повреждений.
2.5.2. Вид упаковки дизелей, предназначенных к отправке поштучно, определяют по согласованию между изготовителем и потребителем.
2.5.3. Комплект запасных частей, инструмента, принадлежностей, прикладываемый к дизелю, а также "Техническое описание и инструкция по эксплуатации", упаковочный лист одиночного комплекта ЗИП, вложенные в пакет из пленки, должны быть упакованы в ящик, изготовленный в соответствии с ГОСТ 15841, или другую упаковку, указанную в технических условиях на дизели конкретных марок, при условии обеспечения сохранности при транспортировании. Ящик должен быть опломбирован.
Допускается по согласованию между изготовителем и потребителем индивидуальный комплект запасных частей, инструмента и принадлежностей упаковывать в один ящик на партию дизелей. В каждый ящик должны быть вложены упаковочные листы по одному на каждый комплект.
2.5.4. Детали и сборочные единицы, не устанавливаемые на дизели на период транспортирования, должны быть упакованы в ящик, изготовленный в соответствии с ГОСТ 15841, или другую упаковку, указанную в технических условиях на дизели конкретных марок, при условии обеспечения сохранности при транспортировании.
2.5.5. Паспорт дизеля должен быть упакован в пакет из пленки в соответствии с ГОСТ 23170. Место укладки - по техническим условиям на дизели конкретных марок.
3. ПРИЕМКА
3.1. Приемка дизелей - по ГОСТ 25959 и техническим условиям на дизели конкретных марок.
(Измененная редакция, Изм. N 3).
4. МЕТОДЫ ИСПЫТАНИЙ
4.1. Виды, программы, методы стендовых испытаний дизелей - по ГОСТ 18509.
(Измененная редакция, Изм. N 3).
5. ТРАНСПОРТИРОВАНИЕ И ХРАНЕНИЕ
5.1. Транспортирование дизелей допускается всеми видами транспорта при условии обеспечения их защиты от воздействия влаги и механических повреждений. Вид транспорта и условия защиты при транспортировании - по техническим условиям на дизели конкретных марок.
5.2. Условия хранения и транспортирования дизелей, предназначенных для комплектации тракторов и самоходных машин, - по техническим условиям на дизели конкретных марок.
Хранение и транспортирование дизелей, предназначенных к использованию в качестве запасных частей, а также индивидуального комплекта запасных частей, инструмента и принадлежностей - по условиям хранения С ГОСТ 15150.
5.3. Консервация дизелей, предназначенных для комплектации тракторов и самоходных машин, - по техническим условиям на дизели конкретных марок.
Консервацию дизелей, предназначенных к использованию в качестве запасных частей, а также индивидуального комплекта запасных частей, инструмента и принадлежностей при условии хранения С по ГОСТ 15150 следует проводить по ГОСТ 9.014 на срок не менее одного года.
6. УКАЗАНИЯ ПО ЭКСПЛУАТАЦИИ
6.1. Виды и периодичность технического обслуживания дизелей сельскохозяйственных тракторов и самоходных машин - по ГОСТ 20793, дизелей промышленных тракторов - по ГОСТ 25826.
Требования к эксплуатации дизелей - по эксплуатационной документации на дизели конкретных марок.
(Измененная редакция, Изм. N 3).
7. ГАРАНТИИ ИЗГОТОВИТЕЛЯ
7.1. Изготовитель гарантирует соответствие дизелей требованиям настоящего стандарта при соблюдении правил эксплуатации и хранения, установленных ГОСТ 7751 и эксплуатационной документацией на дизели конкретных марок.
7.2. Гарантийный срок эксплуатации дизеля должен быть не менее гарантийного срока эксплуатации трактора или самоходной машины, на которую этот дизель устанавливают.
ПРИЛОЖЕНИЕ 1 (справочное). ТЕРМИНЫ, ПРИМЕНЯЕМЫЕ В НАСТОЯЩЕМ СТАНДАРТЕ, И ИХ ПОЯСНЕНИЯ
ПРИЛОЖЕНИЕ 1
Справочное
Таблица 6
Термин | Пояснение |
Номинальная мощность | По ГОСТ 18509 |
Номинальная частота вращения | По ГОСТ 18509 |
Удельная масса | Отношение массы дизеля к номинальной мощности. При этом масса дизеля не включает масс: генератора, вентилятора, воздухоочистителя, глушителей шума впуска и выпуска, искрогасителя, выпускной трубы, нейтрализатора отработавших газов, гидравлических насосов, обеспечивающих привод оборудования трактора или самоходной машины, компрессора и их приводов, кожухов средств тепловой подготовки, муфты сцепления, узлов подвески дизеля. Для дизелей постоянной мощности при расчете удельной массы следует использовать условную мощность |
Дизель постоянной мощности | Дизель, конструкция которого обеспечивает при положении органов управления регулятора частоты вращения, соответствующем полной подаче топлива, в диапазоне изменения частоты вращения от номинальной до 75% номинальной, получение мощности, равной номинальной или выше номинальной не более чем на 7% |
Удельный и относительный расход масла на угар | По ГОСТ 18509 |
Моточас | Продолжительность работы дизеля в течение часа по шкале мотосчетчика, входящего в комплект дизеля или трактора |
Модель дизеля | Дизель, характеризуемый совокупностью следующих признаков: тактностью, числом и расположением цилиндров, диаметром цилиндра и ходом поршня, типом камеры сгорания (разделенная, неразделенная), наличием турбонаддува воздуха, видом охлаждения, схемой коленчатого вала, и отличающийся от другого дизеля хотя бы одним из перечисленных признаков. Модель может иметь модификации |
Модификация дизеля | Дизель, отличающийся от дизеля той же модели одним или несколькими из следующих признаков: мощностью, номинальной частотой вращения, номинальным коэффициентом запаса крутящего момента, частотой вращения при максимальном крутящем моменте, типом системы пуска |
Дизель специального назначения | Дизель, обеспечивающий выполнение специальных требований по выбросу вредных веществ с отработавшими газами, дымности отработавших газов, уровню шума, повышенным разрежению на впуске и противодавлению на выпуске, а также модификация дизеля, изготавливаемого только для заказчика |
Средство тепловой подготовки дизеля к пуску | Устройства, обеспечивающие разогрев дизеля перед пуском; при этом продолжительность разогрева и пуска должна составлять не более 30 мин при температуре окружающего воздуха минус 40 °С |
Средства поддержания заданного теплового состояния в межсменный период | Устройства, поддерживающие в межсменный период заданное тепловое состояние неработающего дизеля, необходимое для его пуска в течение не более 5 мин при температуре окружающего воздуха минус 40 °С |
Средства облегчения пуска | Устройства, облегчающие воспламенение и сгорание топлива в дизеле при пуске |
(Измененная редакция, Изм. N 3).
ПРИЛОЖЕНИЕ 2 (рекомендуемое). РАСЧЕТ УСЛОВНОЙ МОЩНОСТИ
ПРИЛОЖЕНИЕ 2
Рекомендуемое
Условную мощность дизеля постоянной мощности () в киловаттах, используемую при расчете удельной массы, рассчитывают по формуле
,
где - номинальная мощность дизеля, кВт;
- номинальный коэффициент запаса крутящего момента дизеля постоянной мощности, %;
- номинальный коэффициент запаса крутящего момента дизеля, %, значение которого принимают по табл.1 или 2.