Автомобили. Параметры проходимости. Термины и определения

ГОСТ 22653-77

Группа Д00

     
     
ГОСУДАРСТВЕННЫЙ СТАНДАРТ СОЮЗА ССР

АВТОМОБИЛИ. ПАРАМЕТРЫ ПРОХОДИМОСТИ. ТЕРМИНЫ И ОПРЕДЕЛЕНИЯ

Automobiles. Parameters of trafficability. Terms and definitions



Дата введения 1978-07-01



Постановлением Государственного комитета стандартов Совета Министров СССР от 5 августа 1977 г. N 1925 срок введения установлен с 01.07.1978 г.

ПЕРЕИЗДАНИЕ. Январь 1979 г.


Настоящий стандарт устанавливает термины и определения параметров проходимости автомобиля.

Установленные настоящим стандартом термины и определения обязательны для применения в документации всех видов, научно-технической, учебной и справочной литературе.

Приведенные определения можно, при необходимости, изменять по форме изложения, не допуская нарушения границ понятий.

Для каждого понятия установлен один стандартизованный термин. Применение терминов-синонимов стандартизованного термина запрещается. Недопустимые к применению термины-синонимы приведены в стандарте в качестве справочных и обозначены "Ндп".

В стандарте приведен алфавитный указатель содержащихся в нем терминов.

В стандарте приведено справочное приложение терминов, относящихся к проходимости автомобилей.

Стандартизованные термины набраны полужирным шрифтом, недопустимые синонимы - курсивом.

Термин

Определение

1. Сцепная масса автомобиля

Часть массы автомобиля, создающая нормальные нагрузки ведущих колес автомобиля

2. Коэффициент сцепной массы автомобиля

Отношение сцепной массы автомобиля к массе автомобиля

3. Дорожный просвет автомобиля

Ндп. Клиренс

Расстояние от одной из наиболее низко расположенных точек автомобиля до опорной поверхности

4. Передний (задний) свес автомобиля

Расстояние от крайней точки контура передней (задней) выступающей части автомобиля по длине до плоскости, перпендикулярной опорной поверхности и проходящей через центры передних (задних) колес автомобиля

5. Угол переднего (заднего) свеса автомобиля

Ндп. Угол въезда

Угол съезда

Передний (задний) угол проходимости

Передний (задний) угол свеса

Угол между опорной поверхностью и плоскостью, касательной к окружностям наружных диаметров передних (задних) колес и проходящей через точку контура передней (задней) части автомобиля таким образом, что все остальные точки контура оказываются с внешней стороны этого угла

6. Продольный радиус проходимости автомобиля

Ндп. Радиус продольной проходимости

Радиус цилиндра, касательного к окружностям, описанным динамическим радиусом соседних колес, наиболее разнесенных по базе, и проходящего через точку контура нижней части автомобиля таким образом, что все остальные точки контура оказываются с внешней стороны этого цилиндра

7. Наибольший угол преодолеваемого автомобилем подъема

Наибольший угол подъема, имеющего протяженность не менее двойной длины автомобиля и ровную опорную поверхность, преодолеваемого автомобилем без использования инерции, нарушений условий нормальной работы агрегатов и безопасности движения

8. Наибольший угол преодолеваемого автомобилем косогора

Наибольший угол косогора с ровной опорной поверхностью, преодолеваемого автомобилем без бокового скольжения колес более чем на ширину профиля шины и без нарушения условий нормальной работы агрегатов и безопасности движения

9. Удельная мощность автомобиля

Номинальная мощность двигателя, отнесенная к полной массе автомобиля

10. Мощность сопротивления качению автомобиля

Мощность, равная сумме мощностей сопротивления качению колес автомобиля

11. Мощность сопротивления движению автомобиля

Мощность, равная сумме мощности сопротивления качению автомобиля и мощности, затрачиваемой на преодоление трения в трансмиссии и сопротивлений подъему, инерции, воздуха и прицепа

12. Мощность колееобразования автомобилем

Часть мощности сопротивления качению автомобиля, затрачиваемая на деформирование опорной поверхности движителем автомобиля

13. Полная сила тяги автомобиля

Сила тяги автомобиля, равная сумме сил тяги ведущих колес автомобиля

14. Свободная сила тяги автомобиля

Сила тяги автомобиля, равная разности между полной силой тяги автомобиля, равномерно движущегося по горизонтальной опорной поверхности, и суммой силы сопротивления воздуха движению автомобиля и толкающих сил ведомых колес автомобиля

15. Коэффициент свободной тяги автомобиля

Отношение свободной силы тяги автомобиля к полной массе автомобиля

16. Сила тяги на крюке автомобиля

Сила, приложенная к автомобилю со стороны прицепа

17. Удельная сила тяги на крюке автомобиля

Сила тяги на крюке автомобиля, отнесенная к полной массе автомобиля

18. Тяговая мощность на крюке автомобиля

Мощность, равная произведению силы тяги на крюке автомобиля на скорость движения автомобиля

19. Удельная тяговая мощность на крюке автомобиля

Мощность, равная отношению тяговой мощности на крюке автомобиля к полной массе автомобиля

АЛФАВИТНЫЙ УКАЗАТЕЛЬ ТЕРМИНОВ

     
     
АЛФАВИТНЫЙ УКАЗАТЕЛЬ ТЕРМИНОВ

Клиренс

3

Коэффициент свободной тяги автомобиля

15

Коэффициент сцепной массы автомобиля

2

Мощность на крюке автомобиля тяговая

18

Мощность на крюке автомобиля тяговая удельная

19

Масса автомобиля сцепная

1

Мощность автомобиля удельная

9

Мощность колееобразования автомобилем

12

Мощность сопротивления движению автомобиля

11

Мощность сопротивления качению автомобиля

10

Просвет автомобиля дорожный

3

Радиус продольной проходимости

6

Радиус проходимости автомобиля продольный

6

Свес автомобиля передний (задний)

4

Сила тяги автомобиля полная

13

Сила тяги автомобиля свободная

14

Сила тяги на крюке автомобиля

16

Сила тяги на крюке автомобиля удельная

17

Угол въезда

5

Угол переднего (заднего) свеса автомобиля

5

Угол преодолеваемого автомобилем косогора наибольший

8

Угол преодолеваемого автомобилем подъема наибольший

7

Угол проходимости передний (задний)

5

Угол свеса передний (задний)

5

Угол съезда

5

ПРИЛОЖЕНИЕ (справочное). ТЕРМИНЫ, ОТНОСЯЩИЕСЯ К ПРОХОДИМОСТИ АВТОМОБИЛЕЙ



ПРИЛОЖЕНИЕ
Справочное


Термин

Определение

1. Буксование автомобиля

Буксование ведущих колес автомобиля

2. Юз автомобиля

Движение автомобиля при наличии юза колес